Галлюциногены в шаманизме
Растительный мир говорит с нами на языке алкалоидов, пытаясь донести сообщение: люди, перестаньте уничтожать жизнь на Земле. Каждую секунду с лица Земли исчезает часть тропического леса, по площади равная футбольному полю. Так, в день исчезает 86 400 «футбольных полей», а в год - более чем 31 млн. В результате исчезновения тропиков на Земле осталось лишь 673 млн га тропических лесов. Учитывая скорость исчезновения тропиков, 5-10 % тропических видов животных и растений будут исчезать каждое десятилетие. А ведь в тропическом лесу на территории размером всего 6,5 м2произрастает около 1500 видов цветковых растений, 750 видов деревьев, обитает 400 видов птиц и 150 видов бабочек. Я привел факты лишь относительно тропических лесов. В общей сложности леса занимают около трети площади суши. В России тайга - самая большая по площади ландшафтная зона. В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть. Лес - богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит». Уничтожив леса, мы уничтожим и собственную жизнь. Если человек умерит свою жадность, растения подарят человеку все необходимое для жизни, но, если он будет продолжать уничтожать леса и убивать все живое вокруг, сам человек также погибнет. Вот послание растений человеку.
Теперь о наркотиках и галлюциногенах. Как-то мне задали вопрос - считаю ли я, что достижение мистических состояний возможно только под действием химических веществ или физиологических процедур и нужно ли немножко сломать «биокомпьютер», чтобы «оператор» наконец отвлекся от биопрограмм и увидел сам себя.
На это я ответил следующим образом. Я не считаю, что достижение мистических состояний возможно только под воздействием химических и прочих веществ. «Вещество» - лишь одно из средств, которые способны открыть волшебную дверь в нашем мозге. Но за этой дверью - наше сознание и все, что оно содержит. Каждая Алиса оказывается перед дверью в свою Страну Чудес. «Вещества» дают нам зеркало, в которое мы видим отражение нашего внутреннего мира. Нечего, как гласит народная мудрость, на зеркало пенять, коли рожа крива.
В «Степном волке» Гессе удивительно точно описан мир, который открывается путешественнику в Магический Театр шаманов, куда вход открыт только для сумасшедших. Примечательно, что посвящающим героя в запретный мир Магического Театра был перуанец. Перуанец Пабло (к слову, в чем-то весьма напоминающий Кончеса из «Волхва» Джона Фаулза) открывает вход в Магический Театр с помощью таинственной жидкости. Достав «забавную бутылочку», Пабло разливает жидкость в рюмочки. Одной рюмочки и сигареты было достаточно, чтобы главный герой отправился в психоделическое путешествие. Удивительно, но это чрезвычайно точно соответствует описанию приема (и самого эффекта) отвара аяуаски во время шаманской инициации в перуанской сельве! А что, если книга Гессе была пророческой, предвещавшей знакомство западного человека с аяуаской? Или, быть может, сам Гессе чудесным образом отведал волшебный перуанский напиток?
Как бы то ни было, что касается эффекта после встречи с энтеогенами, устами психоделического Моцарта Гессе дал одно из лучших описаний: «Вы мечтаете о том, чтобы покинуть это время, этот мир, эту действительность и войти в другую, более соответствующую вам действительность, в мир без времени. Сделайте это, дорогой друг, я приглашаю вас это сделать. Вы ведь знаете, где таится этот другой мир и что мир, который вы ищете, есть мир вашей собственной души. Лишь в собственном вашем сердце живет та, другая действительность, по которой вы тоскуете. Я могу вам дать только то, что вы уже носите в себе сами, я не могу открыть вам другого картинного зала, кроме картинного зала вашей души. Я не могу вам дать ничего, разве лишь удобный случай, толчок, ключ. Я помогу вам сделать зримым ваш собственный мир, только и всего».
Итак, мы не ломаем биокомпьютер. Это было бы нелепо. Да, наркотики действительно ломают биокомпьютер. Мы же говорим даже не о «веществах», т. е. алкалоидах, содержащихся в растениях и экстрагированных из них химическим путем, а о самих растениях в целом, тех самых растениях (и грибах), которые служили и продолжают служить шаманам в качестве наставников, учителей и проводников в особые измерения реальности. В некотором смысле мы не ломаем компьютер-мозг, а стираем устаревшее программное обеспечение, заменяя его новым. Поломка самого компьютера ни к чему хорошему привести не может. Мозг все же не «ловушка для души», а сложная система клапанов и мембран, регулирующих отношения индивидуального тела и окружающей среды. Мозг - это «дамба с электростанцией», позволяющая преобразовать одну форму энергии-информации в другую. Это модулятор-демодулятор. Метафор может быть много. Каждая эпоха имела свои аналогии, вплоть до восприятия мозга в качестве системы канализации. Но в любом случае разрушение мозга не может служить благим целям.
Наркотики ни к чему хорошему никогда не приводили! Однако растения силы, растения-учителя - не наркотики, не стимуляторы, не. в общем, не то, что им приписывается в качестве эпитетов, как правило, негативного характера. Западная культура, наследница инквизиции, не признавала ничего из мира «поганых язычников», в том числе и растений силы. Для самих шаманов растения силы - учителя, союзники и верные друзья на протяжении нескольких тысячелетий.
Для того чтобы не возникало пагубных импринтов («отпечатков» в головном мозге, структурирующих наше восприятие и поведение - подробнее об этом в моей книге «Лабиринты ума»), нужно знать, в каком конкретно космосе, вселенной ты хочешь оказаться. Растения открывают путь к перепрограммированию реальности (перемещению в иные вселенные), но если ты не программист, то ничего хорошего из этого не выйдет. А шаманы - «программисты» с глубокой древности. Можно сказать и иначе - они проводники из одного мира в другой, из одного состояния в другое.
Без инициации входить в мир Великой Трансформации чрезвычайно опасно (как минимум для здоровья). Но обычно «зайцы-безбилетники» не задумываются о последствиях. Несведущие люди кидаются в «психоделический мир кривых зеркал» очертя голову. И это весьма прискорбно. Если у вас в руках оказался скальпель, то это вовсе не означает, что вы автоматически становитесь нейрохирургом. То же самое касается и растений силы.
Шаманы амазонского племени индейцев шипибо-конибо (о них пойдет речь далее) говорят, что существует особый мир - Паншин Нете, или Желтый Мир. Это мир демонов. В него попадают люди, которые без разрешения духов начали готовить и принимать аяуаску - отвар растений-учителей. Выбраться из этого мира, по представлениям индейцев, чрезвычайно сложно, если не сказать - практически невозможно без вмешательства шамана высокой квалификации.
Как я писал еще в «Лабиринтах ума», панический страх западноевропейских государств в отношении веществ, воздействующих на психику, имеет давнюю историю. Исследовательница растительных психоактивных веществ Марлин Добкин де Риос (Marlene Dobkin de Rios) отмечает, что, когда испанцы вторглись в Мексику в XVI веке, они стали преследовать жрецов и знахарей, употреблявших священные растения в религиозных ритуалах. Какие бы видения ни приписывали люди различным растительным галлюциногенам, церковные прелаты делали заключение, что в них присутствует сам дьявол. Насколько нам известно, испанские священники никогда сами не употребляли психоактивные растения и грибы и лишь с недоверием пересказывали сообщения, полученные ими от местного населения. Многие священники были неистовыми противниками психоактивных растений из-за того религиозного значения, которое придавали им астеки. Хотя последние рассматривали многие из этих растений как божественных посланников, способных перенести человека в мир душ, для испанцев они были тем, что мешало их собственной миссионерской деятельности и, как они полагали, возможности передать души Христу. Неудивительно, что европейцы противостояли применению психоактивных растений с такой решимостью, поддерживая при этом использование других лекарственных растений и алкоголя.
Испанцы испытывали отвращение, наблюдая употребление индейцами психоактивных грибов. Общение со сверхъестественным в католицизме основано не на сокровенном познании индивидуума, а, скорее, на его членстве в сложной иерархической структуре и слепой вере в ее доктрины. Связь личности с духовным миром осуществляется только священниками, и любые индивидуальные мистические контакты, уже по самой сути католической церкви времен Контрреформации, где дисциплина была главным делом, воспринимаются с оглядкой на официальные авторитеты. Более того, вера индейца в способность человека, употребляющего колдовское снадобье, вступать в контакт с духами, обитающими в растении, и даже контроль над ними, была абсолютно чужда сознанию европейца того времени. Можно утверждать, что отвращение испанцев к употреблению астеками ритуальных растений было вызвано не их неприязнью к подобным растениям как таковым, а в силу различий в мировоззрении «язычников» и католиков времен Контрреформации.
Таким образом, ненависть «белой цивилизации» конкистадоров к психоактивным растениям и грибам имеет вполне объяснимую, но тщательно завуалированную причину: за нетерпимостью к «языческим ритуалам и суевериям» стояло неприятие радикально иной картины мира, иного мировосприятия.